Интервью первого заместителя Председателя Банка России - руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам С.А.Швецова агентству "ПРАЙМ"
10 декабря 2013 года, ПРАЙМ
Служба Банка России по финансовым рынкам, правопреемница упраздненной с сентября Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), будет ликвидирована с 3 марта 2014 года. Первоочередными задачами мегарегулятора являются повышение роли небанковского сектора на финансовом рынке, создание условий для привлечения капитала с рынка и обеспечение доступности финансовых услуг для населения, сообщил агентству "ПРАЙМ" первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов в своем первом интервью в ранге руководителя Службы ЦБ по финансовым рынкам. При этом Банк России намерен расчистить финансовый рынок от недобросовестных участников. Беседовали Глеб Брянский и Елена Елина.
- Сергей Анатольевич, как проходит процесс создания единого мегарегулятора? Как изменятся полномочия сотрудников Службы ЦБ по финансовым рынкам?
- По первоначальному плану создания мегарегулятора ликвидация Службы планировалась в срок до 1 января 2015 года. Тем не менее мы нашли возможным сделать это раньше. Совет директоров принял решение о полной интеграции Службы в структуру Банка России на 10 месяцев раньше этого срока - с 3 марта 2014 года.
Мы выделили три этапа реализации проекта под названием «Присоединение ФСФР». Первый, переходный этап завершился 1 сентября 2013 года и был связан с подготовкой законодательства, а также выстраиванием коммуникаций с персоналом для обеспечения непрерывности процессов и создания юридической базы для осуществления Банком России регулирования и надзора за финансовыми рынками.
На втором этапе, который начался с момента создания Службы и ликвидации ФСФР, мы в том числе ставили своей задачей сохранить кадровый потенциал ФСФР. Мы проанализировали имеющиеся ресурсы и возможности, которые были у ФСФР, и сейчас анализируем бизнес-процессы на предмет их оптимизации и автоматизации. Часть бизнес-процессов пришлось строить заново, потому что у Банка России с 1 сентября появились функции, которых не было у ФСФР.
Кроме того, мы инициировали разработку ключевых показателей эффективности и получили от участников рынка 265 пожеланий того, что нужно делать и в каких масштабах. Исходя из нескольких критериев, мы проанализировали эти пожелания и в значительной степени согласились примерно с 200 из них, выделив для себя около 60, которые будут реализовываться с предоставлением необходимого объема ресурсов.
Дальнейшей целью второго этапа стала разработка новой организационной структуры, которую совет директоров Банка России утвердил 29 ноября 2013 года. Для реализации этих планов с 10 декабря в структуре центрального аппарата Банка России будут созданы девять новых подразделений - шесть департаментов (развития финансовых рынков; допуска на финансовые рынки; сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; страхового рынка; коллективных инвестиций и доверительного управления; рынка ценных бумаг и товарного рынка), два главных управления (рынка микрофинансирования и противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках), а также служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
- Чем будут заниматься новые департаменты?
- Новые департаменты будут заниматься регулированием и дистанционным надзором за профучастниками рынка. Ранее совет директоров принял решение об объединении в единой инспекции функций по контактному надзору за участниками финансового рынка и банками.
- Служба по защите прав потребителей будет иметь статус департамента?
- Да, она создается на правах департамента, но с региональным присутствием, то есть у нее будут региональные подразделения, в отличие от других департаментов.
- Чем будет заниматься новая служба?
- Поддержкой омбудсменов, работой с жалобами, финансовой грамотностью, стандартизацией продуктов, анализом нормативных актов на предмет соответствия стратегии по защите прав потребителей.
- Когда заработает новая структура?
- Я думаю, что в феврале будущего года новая структура заработает в полном объеме.
- В чем будет заключаться работа главного управления противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках?
- В этом подразделении сосредоточены четыре основных направления: противодействие инсайду, манипулированию, финансовым пирамидам и появлению фиктивных активов.
- То есть с финансовыми пирамидами ЦБ теперь тоже будет активно бороться?
- Мы сталкиваемся в своей работе с компаниями, которые имеют признаки пирамиды. Наша задача - проводить изучение феномена и готовить для правоохранительных органов материалы, с которыми они дальше будут работать в рамках своих полномочий.
- А как вы определяете такие компании?
- Во-первых, на нас работает целая армия участников финансового рынка, которые подают нам жалобы на недобросовестных участников. Кроме того, мы будем использовать в своей практике фишинг. Есть специальные алгоритмы, которые анализируют информацию в Интернете на предмет рекламы финансовых пирамид. За такими технологиями будущее, потому что все больше финансовый сектор переходит в интернет-среду и осуществляет дистрибуцию через электронные каналы.
- Такие программы в вашей службе создаются?
- Есть и готовые наработки, которые создали наши иностранные коллеги, есть наработки, которые мы предполагаем сами делать. Мы должны быть там, где рынок. Если рынок уходит в Интернет, мы должны наблюдать за ним в Интернете.
- Какие главные цели стоят перед мегарегулятором финансовых рынков?
- В марте 2014 года начнется третий этап присоединения Службы к Банку России, когда мы перейдем на новую организационную структуру. Цель этого этапа - это повышение роли небанковского сектора на финансовом рынке. Мы должны будем реализовать большую программу, которая позволит повысить привлекательность продуктов небанковского сектора. На сегодняшний день банковский депозит является абсолютным лидером продаж у населения. И это не удивительно: это понятный и доступный инструмент, не облагаемый налогом и имеющий реальную доходность и страховку в системе страхования вкладов.
Поэтому мы должны повысить привлекательность продуктов небанковского сектора. В первую очередь необходима стандартизация продуктов, которая позволит сделать их сравнимыми для населения, улучшение финансовой устойчивости поставщиков финансовых услуг, чтобы рискованность инструментов стала сопоставима с депозитами, а также повышение уровня финансовой грамотности. В некоторых секторах финансового рынка, например в НПФах, сейчас вводится система гарантирования пенсионных накоплений по аналогии с системой страхования вкладов. Кроме того, существует гарантийный фонд на страховом рынке - физическому лицу сегодня не важно, в какой компании покупать полис ОСАГО, так как обязательства по ним застрахованы.
Другим важным направлением нашей деятельности станет оптимизация регулятивной нагрузки. В частности, планируется исключить дублирование в предоставлении отчетности и перейти на безбумажные технологии.
В наши планы также входит создание и поддержание справедливой конкурентной среды и условий для привлечения отраслями капитала с рынка. Это означает, что доходность средств, вложенных в индустрию, должна быть привлекательна для инвестора. Очень важно, чтобы наши требования к надежности и корпоративному управлению институтов не убивали эту доходность, иначе капитал пойдет в другие сектора. В связи с этим мы планируем произвести калибровку стоимости входного билета. Например, сегодня билет на страховой рынок практически бесплатный, что неправильно. Кроме того, мы будем вводить минимальные требования к операционной непрерывности и к системе управления рисками. Важен и контроль состава акционеров, способных в сложное время поддержать свою компанию. Не секрет, что, сэкономив на системе управления рисками, на каком-то этапе можно продавать продукт дешевле, потому что не надо тратиться на зарплату и сложные IT-системы. А при малой стоимости входного билета на рынок компанию легче бросить, чем заботиться о ее устойчивости.
Важным направлением развития рынка мы считаем также повышение доступности финансовых услуг для населения и предприятий малого и среднего бизнеса. Расширение покрытия услугами финансового рынка, с одной стороны, позволит предоставить больше возможностей для граждан, а малым и средним предприятиям - обеспечить доступ к ресурсам. С другой стороны, расширение покрытия снижает себестоимость отдельной услуги, потому что постоянные издержки размываются на большее количество продаваемого продукта, и сам продукт становится дешевле. Снижение стоимости продукта ведет к тому, что спрос на него растет, и это еще больше расширяет покрытие. Например, по оценкам страховых компаний, если бы полис КАСКО покрывал все автомобили, которые есть на территории Российской Федерации, то при сохранении доходности для страховых компаний полис стоил бы на порядок дешевле. Поэтому повышение доступности - крайне важный фактор. В этом направлении мы планируем переход на безбумажные технологии, позволяющие использовать электронные каналы дистрибуции. Кроме того, необходимо использование удаленных каналов дистрибуции, в том числе мобильных устройств, электронных полисов и портала госуслуг для смены одного НПФ на другой.
Мы планируем также запустить механизмы долевого финансирования. Наш рынок акций практически на 90% сформирован по итогам приватизации. Новых компаний, которые провели IPO, не так много, хотя, конечно, есть прекрасные примеры, такие как «Магнит», Московская биржа, «Алроса». Наша задача - запустить механизм, который позволяет компаниям привлекать капитал, потому что нет более длинного, хотя и относительно дорогого ресурса, чем выпуск новых акций. И банковскому сектору крайне важно, чтобы было налажено правильное предоставление экономике средств в различных формах.
Запуск механизма долевого финансирования важен не только для эмитентов, но и для индустрии - пенсионных фондов, страховых компаний и банков, потому что если нет ценных бумаг, то не из чего формировать инвестиционные портфели. Сегодня эмитенты говорят, что нет спроса, поэтому они не выпускают акции, а инвесторы говорят, что им не из чего формировать инвестиционный портфель. И наша задача - поддержать как спрос, так и предложение. Со стороны спроса мы хотим приложить определенные усилия для создания условий по формированию внутреннего инвестора. Мы много сделали для иностранного инвестора в последние годы, сейчас настало время улучшить условия для внутреннего инвестора. Для этого проводится реформа НПФов, планируется введение инвестиционных счетов для физических лиц, создается институт инвестиционных консультантов, будет внедряться кодекс корпоративного управления. Миноритарий, приобретающий акции, хотел бы рассчитывать на то, что его интересы и права не будут нарушаться мажоритариями. Очень важно, чтобы кодекс корпоративного управления, который находится сейчас в завершающей стадии согласования, получил поддержку правительства в области его внедрения, в том числе среди государственных компаний, акции которых обращаются на бирже.
- Почему именно госкомпаний?
- Госкомпании не всегда первыми поддерживают инициативы, которые есть на финансовом рынке, и нам бы хотелось, чтобы именно госкомпании первыми поддержали этот кодекс, продемонстрировали стремление государства улучшать корпоративное управление и создавать миноритарным акционерам удовлетворяющие их условия владения акциями. Это крайне важно для снижения того дисконта, который сегодня есть у российских акций по отношению к аналогам из стран БРИКС и, конечно, к аналогам из развитых стран.
- Есть какая-то цель по сокращению этого дисконта?
- Прежде всего, у нас есть цель по сокращению дисконта между депозитарными расписками и акциями, сегодня по ряду компаний он колеблется от 1% до 15%.
- Что нужно еще сделать для этого?
- Создать предпосылки для того, чтобы ликвидность расписок перетекла в ликвидность в акциях. Допуск Euroclear и Clearstream летом следующего года на российский рынок акций поможет лондонской бирже перейти на торговлю акциями, что объединит ликвидность. Сегодня главная проблема - это расчленение небольшого free float российского рынка на free float в расписках и free float в акциях.
- Как сформировать достаточное присутствие инвесторов, готовых приобретать новые эмиссии, на Московской бирже?
- Этому будет способствовать появление ценных бумаг, которых нет на лондонской бирже. Например, сегодня акции Московской биржи и «Алросы» можно купить только на Фондовой бирже ММВБ. Мы открыли депозитарный рынок для иностранного инвестора, который может теперь хранить российские акции у себя в локальном депозитарии. Кроме того, готовится изменение в законодательство, которое позволит нерезидентам в удаленном режиме совершать корпоративные действия по российским акциям, когда у них не будет необходимости приезжать в Россию в целях заполнения каких-либо бумаг для голосования или получения дивидендов. Делается целый комплекс услуг, который позволит иностранцу при его минимальном желании легко торговать на Московской бирже. Но это минимальное желание должно появиться, когда на Московской бирже появится спектр бумаг, безальтернативно торгующихся в России. Это вопрос времени. Бразилия, например, забрала себе ликвидность из Лондона, есть много других примеров, когда ликвидность перетекает на локальный рынок.
В России до создания центрального депозитария инвестиции в акции имели много недостатков по сравнению с инвестициями в расписки. Мы имели режим, который был недружественен к иностранному инвестору, поэтому нерезиденты предпочитали расписки. Наша задача как регулятора и задача биржи как института, обслуживающего этот рынок, - как минимум выравнять условия работы с акциями и расписками и создать механизмы деятельности для обеспечения начальной ликвидности, которая притянет инвесторов и эмитентов.
- После того как кодекс будет одобрен, когда он сможет заработать?
- Кодекс носит рекомендательный характер для эмитентов. Но у нас есть несколько инструментов для его внедрения, и самый мощный из них - листинг на бирже, когда за несоблюдение кодекса корпоративного управления биржа будет исключать ценные бумаги эмитентов из листинга. Понятно, что потребуется время для внедрения кодекса, может быть год, может быть два или три года, но биржи во всем мире являются теми институтами, которые способствуют внедрению кодекса корпоративного управления, так как их миссия - защита интересов и эмитентов, и миноритарных акционеров.
Вторым инструментом влияния кодекса может стать изменение законодательства. Если мы увидим, что отрасль не готова следовать кодексу, то какие-то его элементы придется переносить на уровень законодательства, а это уже обязательные к исполнению требования.
- Как, на ваш взгляд, можно привлечь частных инвесторов в ПИФы, например?
- Продукт должен быть привлекательным, что складывается из совокупности факторов: он должен быть понятен, доступен, иметь хорошую доходность. Кроме того, важен правильный маркетинг, раскрытие информации и обучение населения. Это процесс, который будет касаться не только ПИФов, но и других инструментов. Мы должны ориентировать население на разумное использование инструментов финансового рынка для реализации их потребностей в настоящем и будущем. В сегодняшних условиях, когда рынок становится все более и более эффективным, возможностей для легкого обогащения, например купив какой-то один инструмент и просто удерживая его, все меньше и меньше.
Более того, я думаю, что и по банковским депозитам проценты не останутся на сегодняшнем уровне. Инфляция снижается, инструменты Банка России по рефинансированию банковской системы качественно улучшаются, и та большая положительная доходность по депозитам, которая есть на сегодняшний день, не на века. Еще несколько лет назад доходность по депозитам была отрицательной, а доходности по вложениям в акции и другие инструменты обгоняли доходность по депозитам. Наша задача - объяснить населению, что инвестиции - долгосрочный процесс. Сейчас вводятся специальные инвестиционные счета, которые рассчитаны на долгосрочные вложения физических лиц в те или иные активы, по которым предоставляются определенные налоговые льготы. Это очень важный инструмент вовлечения населения в инвестиционный процесс.
- Отток депозитов помог бы перетоку средств на фондовый рынок...
- Абсолютно точно мы не собираемся стимулировать вложения физических лиц в инструменты небанковского сектора путем снижения привлекательности депозитов. Мы будем действовать путем повышения привлекательности небанковских инструментов. Страхование жизни, пенсионные накопления и инвестиционные счета - принципиально другие инструменты, предполагающие большие возможности по получению дохода в среднесрочном периоде в обмен на определенную заморозку ликвидности, и к этому население надо готовить.
- Но доходность по ним должна быть выше депозитов...
- Она выше, если рассматривать долгосрочный инвестиционный горизонт, ведь горизонт дожития до пенсии в среднем - это десятки лет. В такой перспективе в любой исторический период, какие бы кризисы ни случались, разумные вложения в акции обгоняют вложения в инструменты с фиксированной доходностью. Это, кстати, одна из причин проводимой сегодня пенсионной реформы. Например, отношение активов ПИФов к ВВП в России в 150 раз меньше, чем в среднем между странами БРИКС и развитыми странами; отношение премий по страхованию жизни к ВВП в России в 40 раз меньше среднего; доля инструментов фондового рынка в активах населения в 4 раза меньше средней; вложения в акции пенсионных накоплений в России в 20 раз меньше, чем в среднем в индустрии. Мы не уникальны, у нас могут быть какие-то диспропорции, но они всегда носили и будут носить временный характер. Наша задача - подготовить инвесторов к работе на рынке ценных бумаг, позволить эмитентам выпускать акции, а инвесторам - зарабатывать на них.
- Когда вы планируете увидеть первые результаты вашей деятельности?
- Я надеюсь, это займет не десятилетие, мы увидим результаты раньше.
- Можно ли ожидать, что на подведомственном вам рынке произойдет серьезная чистка в результате тех мер, которые вы разработали, и какой из секторов представляет наибольшую проблему?
- Моя задача - сделать из всех отраслей конкурентный бизнес. Отрасли должны обеспечивать доходность, привлекающую в них капитал. Но сегодня этого не происходит, в том числе потому, что есть очень много игроков, которые занимаются не совсем тем бизнесом, для которых эти отрасли предназначены. Вычищение отрасли от недобросовестных игроков, будь то финансы, страховые или пенсионные фонды, управляющие компании, - это одна из наших важнейших задач. Без справедливой конкуренции качественный капитал на этот рынок не пойдет.
Например, в случае с микрофинансовыми организациями (МФО) законодательство требует их регистрации в реестре Банка России, но особо не запрещает осуществлять те же операции тем, кто не зарегистрирован в этом реестре, поэтому очень важно создать систему мер, не позволяющую осуществлять деятельность за пределами этого реестра. Сегодня наше законодательство дает недостаточно рычагов для того, чтобы ограждать зарегистрированные компании от конкуренции с незарегистрированными, у которых имеется полная свобода действий.
- Удаление с рынка недобросовестных участников будет происходить примерно так же, как происходит в банковском секторе, - путем отзыва лицензий?
- Да, у нас есть комитет финансового надзора, который принимает решение об отзыве лицензий.
- То есть свои «черные списки» вы уже составили?
- Нет никаких списков, есть равный подход ко всем. И он будет заключаться в том, что мы будем заранее информировать рынок о тех регулятивных новеллах, которые мы собираемся внедрять, давая индустрии возможность поменять бизнес-модель. Где-то надо нарастить капитал, где-то улучшить корпоративное управление или управление рисками. Но нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям.
- Как планируете регулировать рынок форексных компаний?
- Я считаю, здесь главное - защитить население не от самих компаний, а от незнания тех рисков, которые несет в себе участие в рынке форекс. Делается это так же, как на табачном рынке, то есть вводятся требования к рекламе. Абсолютно нормально, если форекс-брокеры будут рассказывать своим клиентам, сколько живет в среднем один счет, как быстро проигрываются деньги у клиентов форекс-клубов. Если клиента это устраивает, невозможно запретить клиенту проиграть его деньги.
- Но они могут в рекламе раскрывать своих аффилированных клиентов...
- Методика расчета этого показателя будет публичной и будет утверждена Банком России.
- Помимо рекламы, будут какие-то еще ограничения на рынке форекс?
- Будут, конечно. Очень важно, чтобы физическое лицо, открывшее позицию, имело возможность ее закрыть. Поэтому будут требования к технической доступности ресурсов форекс-клубов, чтобы клиенты всегда могли до них дозвониться. Очень часто форекс-компании, к сожалению, обманывают физических лиц, не давая им возможности закрыть позиции.
Кроме того, мы предлагаем внести в законодательство требование к раскрытию в рекламе информации о том, что котировки форекс-клуба могут отличаться от котировок рынка. По крайней мере, физическое лицо задумается, что означает формулировка «отличаться» и в какую сторону и насколько она может отличаться.- Какие вы им разрешите использовать плечи?
- Так же, как на фондовом рынке - это будет зависеть от того риска, который принимает неквалифицированный инвестор. Я думаю, здесь должно быть некое гармоничное решение, которое определяет плечи, исходя из волатильности тех пар, которые торгуются в форекс-компании, и тех волатильностей, которые есть на фондовом рынке.
- Как вы считаете, для форекс-дилеров должна быть отдельная лицензия или достаточно простой дилерской лицензии?
- Мы выступаем за отдельную лицензию, потому что те лицензии, которые есть сегодня, не вполне раскрывают деятельность форекс-компаний. Это и не дилерская, и не брокерская деятельность в полной мере.
- Будет ли для них требование к обязательному вступлению в саморегулируемые организации (СРО)?
- Мы исходим из того, что для всех участников финансового рынка правила по вхождению в СРО должны быть примерно одинаковыми и функции СРО должны быть тоже примерно одинаковыми. Закон о СРО еще не принят, он сейчас находится в правительстве и, надеюсь, в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Этот закон будет распространяться и на рынок форекс.
- Тем СРО, которые уже работают на рынке, нужно ли будет заново получать лицензию после вступления закона в силу?
- Нет, будет переходный период, в течение которого они должны будут подтвердить свой статус по каждому направлению.
- Будет вводиться требование по лицензированию или вступлению в СРО в обязательном порядке для инвестконсультантов?
- Возможно, будет требование по вступлению в СРО. Но мы только приступили к разработке данного законодательства, и я пока не готов говорить, как будет устроено регулирование. Мы предполагаем, что значительная часть консультантов будут индивидуальными частными предпринимателями.
- Каковы, на ваш взгляд, в настоящее время основные риски для финансового рынка России?
- У нас ничего не меняется - это цена на нефть, долгосрочная макроэкономическая и бюджетная стабильность. Каких-то иных серьезных угроз на сегодняшний день я, честно говоря, не вижу.
- А инфраструктурные слабости, которые были в 2008 году, устранены?
- Да, они устранены. Мы приняли законы, которые наделяют Банк России достаточным потенциалом для управления ликвидностью и финансовой стабильностью. Понятно, что каждый кризис не похож на предыдущие, но, тем не менее, уверенность в собственных силах у нас сейчас гораздо выше и запас прочности гораздо больше, чем в 2008 году. Как известно, за одного битого двух небитых дают.
- На пенсионном рынке в 2014 года вводится мораторий на передачу ПФР пенсионных накоплений НПФам и управляющим компаниям (УК) до тех пор, пока НПФ не акционируются, не пройдут проверки и не войдут в систему гарантирования, а УК - не пройдут проверку в ЦБ. Есть ли понимание, по каким критериям вы будете проводить проверки?
- Хочу сразу оговориться, что сейчас идет законодательный процесс создания нового регулирования, поэтому пока законы не опубликованы в «Российской газете», можно говорить только о планах, которые находятся в стадии реализации. В соответствии с проектами система должна заработать в начале 2015 года, чтобы избежать искажения конкурентной среды. Для всех участников процесса должны быть одинаковые правила игры. Было бы несправедливо, если бы кто-то из участников пенсионного рынка получил доступ к накоплениям раньше других.
- Не так давно ЦБ выступил с инициативами по пенсионной реформе. Получили ли ваши предложения поддержку в правительстве?
- Мы выступали с инициативой отдать полностью пенсионные накопления за 2013 год тем людям, которые уже вышли на пенсию, чтобы пенсия была им назначена с полной суммой. Законодатель нас поддержал в этом вопросе.
Кроме того, мы выступали за сохранение возможности физическим лицам выбирать между накопительной и распределительной частью пенсии. В течение ближайших двух лет такая возможность будет сохранена, а дальше мы продолжим дискуссию относительно возможного алгоритма периодической смены парадигмы пенсионных накоплений.
И третье наше предложение заключалось в выборе разных по уровню риска инструментов инвестирования пенсионных накоплений для разных возрастных групп, и правительство поддержало нас в этом вопросе. В настоящее время готовятся поправки, которые будут предполагать различные характеристики портфелей для лиц моложе 40 лет, для лиц старше 40 лет и для лиц, которые уже вышли на пенсию либо им осталось 5 лет до пенсии. Доступные инструменты для инвестирования для этих трех категорий будут разные.
- ПФР сейчас разрабатывает бенчмарк для допуска УК к управлению пенсионными накоплениями, одним из критериев которого станут результаты управления накоплениями. Какая доходность, на ваш взгляд, является оптимальной для оценки работы УК?
- Рыночная доходность. Будет браться средняя доходность по рынку и сравниваться с результатами конкретных управляющих компаний. Те компании, которые сильно отклоняются от средней доходности как в ту, так и в другую сторону, будут объектами пристального внимания со стороны регулятора.
- Будут объектами пристального внимания или они будут исключаться из системы?
- Решение - за Пенсионным фондом России. Но если компания в течение определенного периода времени демонстрирует не очень хорошие результаты, нужно разбираться с этим - либо она слишком консервативна, либо допускает какие-то ошибки в управлении активами, и это может быть основанием задуматься, нужна ли такая компания среди тех, которые наняты для управления активами.
- Есть управляющие компании, которые на конкурсе ПФР не отбираются, но управляют пенсионными накоплениями НПФов, и многие НПФы выбирают своих аффилированных управляющих. Будут ли они проходить проверки в ЦБ?
- В проекте одного из пенсионных законов планируется определить максимальную долю пенсионных накоплений, которая может быть размещена в одной компании. При этом будет введен лимит на передачу средств аффилированным компаниям.
Кроме того, мы будем проводить проверки в отношении всех управляющих компаний по тем критериям, которые разработаем.
- Пруденциальный надзор за профучастниками финансового рынка планируется ввести с 2016 года?
- Да, мы планируем переход на новый план счетов с одновременным переходом на новые пруденциальные требования к профучастникам рынка с 2016 года.
- МСФО вводится тоже с 2016 года?
- МСФО - это отчетность для инвесторов, а не для регуляторов. По страховым компаниям этот процесс уже запущен, впервые они сдали отчетность по МСФО за 2012 год. Профучастникам не нужно сдавать отчетность по МСФО, так как они не являются публичными компаниями. Ту новую бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, которую мы запустим с 2015 года, аудиторы смогут признавать в качестве отчетности по МСФО.